Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения различных вопросов, которые содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам власти.
Обращения граждан выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они являются одной из форм участия граждан и способом решения какой-либо собственной проблемы; во-вторых, это один из способов восстановления нарушенного права; в-третьих, это один из источников информации для гражданина от органов социальной защиты и местного самоуправления; в-четвертых, обращение можно рассматривать как один из способов устранения нарушений.
Работа с обращениями граждан является важнейшим направлением работы специалистов по социальной работе консультативного отделения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения».
При организации работы по подготовке информации по обращениям граждан специалисты по социальной работе консультативного отделения руководствуются следующими нормативными правовыми документами:
-
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
-
приказ Депсоцразвития Югры от 11.04.2013 № 246-р «О порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с изменениями от 30.10.2015 № 757-р;
-
приказ Депсоцразвития Югры от 22.11.2013 № 759-р «О Регламенте взаимодействия управления социальной защиты населения с курируемым(и) учреждением(ями) социального обслуживания и казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» (филиалом) при подготовке информации по обращениям граждан» с изменениями от 30.10.2015 № 757-р;
-
приказ Управления социальной защиты населения по городу Нягани и Октябрьскому району от 14.03.2018 № 48-р «О назначении ответственного лица»
За 2017 год специалистами отделения отработано 71 обращение в вышестоящие органы.
За 4 месяца 2018 года специалистами отработано 47 обращений.
Анализируя характер обращений, на первом месте у граждан решение вопросов по начислениям пенсий, соблюдение трудового законодательства, жилищные вопросы, тарифы ЖКУ, здравоохранение, др.
На втором месте по вопросам:
-
содействие в оформлении мер социальной поддержки, оказании единовременной материальной помощи;
-
несогласие с отказом в социальной помощи и не согласие с отсутствием права на получение определенных мер социальной поддержки (гражданин проживает в округе менее 10 лет, отсутствует право собственности для субсидии на оплату ЖКУ и др.).
При получении обращения, специалист по социальной работе обобщает информацию о причинах обращения гражданина. Полученные данные позволяют изучить причинно-следственные связи и социальные проблемы, побудившие гражданина обратиться в вышестоящие органы.
Информация о предоставленной помощи отделениями Учреждения, о принятых мерах в рамках межведомственного взаимодействия с другими организациями города, и результат социального сопровождения направляется ответственному специалисту Управления социальной защиты населения по городу Нягани и Октябрьскому району.
При непосредственном обращении гражданина в Учреждение, для успешного осуществления работы по проблеме, совместно с гражданином специалист анализируют сложившуюся ситуацию, разрабатывают альтернативные цели, приемлемые для конкретной ситуации, после чего появляется возможность разработать план по выходу из сложившейся ситуации.
Важным аспектом в данной работе является оказание содействия гражданину в осуществлении связи между ним, учреждениями и организациями, в рамках межведомственного взаимодействия и представление интересов гражданина и осуществление защиты его прав в различных учреждениях. Оказание содействия гражданину в написании заявлений, жалоб в различные инстанции, обеспечении непрерывности предоставления видов помощи на всех этапах сопровождения с привлечением различных организаций.
При возникновении вопроса по улучшению жилищных условий проживания, специалист совместно с гражданином составляет план по социальному сопровождению:
-
оказание содействия в получении квалифицированной консультации в Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации МО г. Нягань;
-
оказание содействия в составлении запроса, о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
-
обучение пользованием официальным сайтом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нягани, с целью поиска информации, режима и времени работы;
-
оказание содействия в постановке на учет, в сборе пакета документов для улучшения жилищных условий по программе, на которую гражданин имеет право.
Социальное сопровождение длится до получения достижимого результата.
В рамках методических объединений для специалистов по социальной работе ежеквартально в Учреждение приглашается специалист управления жилищной политики Администрации города Нягани для проведения технической учебы. В первом квартале рассмотрены следующие вопросы:
-
Категории граждан имеющих право на получение социального жилья.
-
Категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
-
Право на получение жилья вне очереди.
-
Условия переселения граждан, проживающих на условиях социального найма.
-
Условия переселения граждан для собственников жилых помещений.
Показателем качественной работы специалистов по социальной работе консультативного отделения является снижение обращений граждан в исполнительные органы государственной власти всех уровней. Грамотная и вовремя предоставленная консультация в 90% случаев позволяет снизить остроту проблемы и решить вопрос в первичном звене системы социальной защиты путем взаимодействия с различными учреждениями города.
Информацию подготовил:
заведующий консультативным отделением,
Федулова Лариса Завдатовна